"ЧТО Я ХОЧУ?" – вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознанная потребность – мотив,
указатель, куда нужно двигаться, что нужно искать. Осознать потребность
не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело навскидку сказать,
что именно его привлекло в профессии. Профессиональными мотивами
могут быть: интерес к какому-либо делу, престижность, популярность,
востребованность профессии, хорошие условия труда, зарплата, карьерный
рост и т.п. Очень важно совместить будущую профессию со своими
мотивами, если ими пренебречь, в будущем они будет о себе напоминать.
Ну а главным мотивом выбора профессии является, конечно, ИНТЕРЕС.
Если Вам нравятся животные, растения, то Вам будет интересно в своей
профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы.
Если Вы любите технику - интерес к ней будет поддерживать Вас в
деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. "КТО Я В ЭТОМ МИРЕ?", "ЧТО Я МОГУ?" – вопросы изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей.
Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с Вашим
личностным, характерологическим типом. Скажем, если Вы общительны – Вам
больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а
если эмоционально неустойчивы – не сможете выполнять рутинную работу,
требующую концентрации в течение длительного времени. Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально-важных качеств. Например, водителю важно внимание, дизайнеру – образное мышление и т.д. Изучайте свои способности
и соотносите их с профессионально-важными качествами профессий.
Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. Это позволит увидеть
Ваше место в мире профессий, слабые стороны Вашей личности, подскажет
что нужно развивать и тренировать. Помните, что способности, интересы
или черты характера – исключительно гибкие, изменяющиеся качества.
Помочь лучше узнать себя поможет нехитрое упражнение: посмотрите на
себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого Вы хорошо
знаете. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы
другой человек. Вы поймете, каким Вас видят другие люди. В ситуации
сомнения выбирайте ту профессию, где Ваши способности будут максимально
реализованы, в этой деятельности Вы добьетесь наибольшего успеха. Вторым условием успеха мы представляем ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ.
Узнавайте, интересуйтесь, выясняйте, добивайтесь. Вокруг нас существует
мир, который ответит на все вопросы. Источниками информации могут быть:
родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники,
Интернет, и наконец, профконсультанты. Чем больше Вы знаете о мире
профессий, тем яснее представляете то из чего выбирать. Мир
профессий колоссально сложен и многогранен и изучая его необходимо
представлять законы по которым он живет и развивается, а для этого
нужно четко разбираться в его структуре и терминологии. Поэтому нужно
поговорить об этом более подробно. ПРОФЕССИЯ
– это вид трудовой деятельности человека, требующий развития
определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий
источником доходов. Профессия
объединяет в себя группу родственных специальностей (например,
профессия «водитель» содержит в себе специальности: "водитель
автобуса", "водитель троллейбуса" и т.д.). СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс приобретения специальных знаний и навыков в какой-либо области. КВАЛИФИКАЦИЯ
– уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека,
степень развития профессиональных знаний и навыков; степень и вид
профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного
вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными
профессионалу разрядами. ДОЛЖНОСТЬ
– трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая
определенное положение в штатной структуре предприятия или учреждения.
Для простоты понимания представьте следующую цепочку: проучившись в
вузе по СПЕЦИАЛЬНОСТИ "психология" и пройдя СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ "детская и
возрастная психология", мы получили КВАЛИФИКАЦИЮ "детский психолог",
чтобы пойти работать на предприятие и исполнять ДОЛЖНОСТЬ "детского
психолога" по ПРОФЕССИИ "психолог". Каждая профессия имеет свои признаки,
которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К ним
относятся: объект труда, предмет труда, цели труда, задачи труда,
средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда,
требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным
качествам субъекта труда и др. Объект, предмет труда – то на что направлен этот труд. Цель труда – основное предназначение профессии. Задачи труда – способы и приемы достижения цели труда. Средства труда
– это предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное
выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется
труд. Результат труда – продукт выполненного труда. Оплата труда – форма вознаграждения за труд. Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт. Профессионально важные качества
– социально-психологические, психологические и психофизиологические
качества личности, соответствующие требованиям профессиональной
деятельности. Например, объектом труда профессии «учитель» является
ученик, а предметом – знания ученика; целью труда – обеспечение
процесса обучения согласно необходимых нормативов; задачами труда –
выступление перед классом, проведение контрольных, лабораторных работ,
и т.д.; средствами труда – класс, парты, стулья, доска, учебники,
видеоаппаратура и т.д.; результатами труда – успешно сданные учениками
нормативы; оплатой труда – заработная плата, социальные льготы;
требованиями к уровню образования – высшее педагогическое образование,
специализация по предмету; требованиями к профессионально важным
качествам – трудолюбие, любовь к детям, целеустремленность,
общительность, развитые организаторские способности, хорошая память,
внимание, воображение и т.д. Такое комплексное описание профессии
называется профессиограммой. Классифицируя профессии по их
признакам удобно изучать мир профессий. Например, по востребованности
можно выделить – востребованные и не востребованные профессии; по
популярности – популярные и не популярные, по заработку –
высокооплачиваемые и не высокооплачиваемые, по требованию к образованию
– требующие начального профессионального, среднего профессионального,
или высшего профессионального образования и т.п. Сегодня существует
множество различных классификаций профессий. Например, по предмету
труда выделяются типы профессий: человек-человек, человек-природа,
человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный
образ; по средствам труда – отделы: ручного труда; машинно-ручного;
автоматических и автоматизированных систем; приборов, устройств,
функциональных орудий труда; простых речеголосовых проявлений и т.п.;
по характеру труда – классы: исполнительские, творческие и руководящие. Выбирая профессию, Вы планируете свой профессиональный путь далеко вперед, поэтому важно изучать и историю профессий.
Мир очень быстро меняется, с появлением новых потребностей общества,
появляются новые технологии, рождающие новые профессии, на смену одних
приходят другие. Когда-то ни одно предприятие не могло обойтись без
машиниста печатной машинки, почтовых пересылок, телефонная связь
обеспечивалась огромным штатом телефонистов, теперь на смену приходят
компьютеры, мобильная связь, Интернет. Но также существуют и "вечные"
профессии, которые никогда не потеряют своей актуальности (врач,
учитель). Цените время – еще один важный совет. Сейчас Вы решаете
вопрос выбора профессии, а завтра уже будет необходимо выбирать вуз, а
затем искать работу – жизнь так устроена, нельзя терять ни минуты.
Будьте готовы к разумному выбору. Напоследок хочется предложить Вам удобную схему движения к профессиональному успеху.
Основные шаги выбора профессии 1. Составьте список профессий, которые Вам нравятся, Вам подходят; 2. Составьте список своих требований к профессиональному будущему; 3. Определите важность каждого требования; 4. Оцените соответствие требований профессий с Вашими качествами; 5. Проанализируйте, какая профессия больше других подходит Вам; 6. Оцените свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами; 7. Определите практические шаги к успеху.
|